Самолет Вояджер

Самолет Вояджер
Вояджер в полете, называли последним большим рубежом в пилотировании. Это был бы полет вокруг земного шара без посадки и дозаправки топливом. Наш рассказ о специальном самолете, названном Вояджер (Путешественник), и усилиях установить трудный мировой рекорд. Вояджер начинался как быстро сделанный эскиз (чертеж) на небольшом листе бумаги. Шестью годами позже чертеж воплотился в самолет, который вошел в историю. Много людей отдали свои время, энергию и деньги, чтобы помочь полету состояться. Но три человека играли ведущие роли в этом событии. Дик Рутан. Бурт Рутан. И Жана Йегер.

Дик Рутан
Дик Рутан был опытным летчиком. Он был пилотом вооруженных сил Соединенных Штатов во время войны во Вьетнаме. После войны он работал как летчик-испытатель. Он летал на самолетах, сконструированных его младшим братом Буртом. Бурт Рутан был известен как проектировщик экспериментальных самолетов. А Жана Йегер как летчик обладала девятью мировыми авиационными рекордами. Однажды в начале 1981 года Дик, Бурт и Жана ели в ресторане в городке Можаве, штат Калифорния. Бурт повернулся к своему брату и задал дикий вопрос. «Понравилось ли бы тебе быть первым человеком, облетевшим вокруг земного шара без посадки для дозаправки горючим?». Эти трое рассмотрели идею. Беспосадочный полет вокруг земного шара без дозаправки являлся последним авиационным рекордом, который должен быть установлен. Такой полет всегда рассматривался как невозможный. Никакой самолет не мог взять достаточно топлива, чтобы летать так далеко — сорок тысяч километров. Но в настоящее время имелись новые материалы для постройки самолетов. Бурт полагал, что он мог бы построить самолет, который смог бы совершить дальний полет. Дик и Жана предположили, что они могли бы полететь на нем. Никто не мог усмотреть веской причины, чтобы не попытаться совершить полет. Бурт поднял маленький кусок бумаги. Он нарисовал самолет, который напоминал гигантское крыло, и почти ничего более. Это было начало. Со времен Орвилла и Уилбера Райтов (братьев Райт) люди не совершали рекордных полетов, сконструировав и построив свой собственный самолет. Дик, Бурт и Жан — это сделали. Некоторые люди думали, что их проект Вояджера был одновременно и невозможным и дурацким. Все знали, что он (этот проект) будет опасным. Команда Вояджера работала над самолетом в маленьком здании в аэропорту в калифорнийской пустыни Можави. Дик, Бурт и Жана не получили никаких правительственных денег. Вместо этого они получали небольшие суммы денег от массы разных людей. По мере того, как новость распространялась, все больше и больше людей предлагали помощь. Среди них были авиационные инженеры и рабочие из космического агентства, участвовавшие в реализации экспериментального проекта самолета. Несколько авиакомпаний предложили оборудование для использования в самолете. Когда постройка Вояджера была закончена, в нем имелось частей оборудования стоимостью на два миллиона долларов. Бурт Рутан построил несколько легких самолетов прежде. Он знал, что нормальный, обычный самолет, сделанный из алюминия, не может совершить полет вокруг земного шара без дозаправки топливом. Так что его решением было: строить Вояджер почти полностью из новых материалов. Материалы были очень легкими, но очень прочными. Это означало, что Вояджер мог бы поднимать и нести топливо весом во много раз, превышающим собственный вес самолета. Построенный самолет весил только девятьсот килограммов — приблизительно вес маленького автомобиля. Полный груз топлива весил намного больше его собственного веса, приблизительно три тысячи килограммов. Вояджер не строился, чтобы быть скоростным самолетом. Он летел со скоростью приблизительно 175 километров в час.
Вояджер
Главное крыло законченного самолета было более тридцати трех метров в размахе. Оно было шире, чем главное крыло современных больших пассажирских самолетов. В центральной части самолета размещался экипаж. А с каждой стороны его корпуса располагались два длинных топливных бака. Фактически, почти весь Вояджер был топливным баком. Семнадцать отдельных контейнеров были втиснуты в каждое свободное пространство. В течение полета, пилоты должны были перемещать переливать топливо из контейнера в контейнер, чтобы сохранять самолет сбалансированным. Два двигателя по одному двигателю с каждого конца (спереди и сзади) корпуса самолета обеспечивали тягу. Пространство для этих двух пилотов была невероятно маленьким. Оно было только один метр в ширину и два с четвертью метра в длину. Человек, пилотирующий самолет, сидел на месте пилота. Другой человек должен был всегда лежать. После многих испытательных полетов Вояджер был, наконец, готов в декабре 1986 года. Лучшая погода для полета вокруг земного шара бывает с июня по август. То время давно прошло. Но пилоты были утомлены отсрочками. Они приняли решение взлетать, зная что погода, возможно, будет плохой. 14 декабря Дик Рутан и Жана Йегер обошли вокруг самолета еще раз. Он напоминал гигантское белое летающее насекомое. Они собирались в течение следующих девяти дней доверить свои жизни этому странному самолету. Дик взобрался на единственное сиденье. Жана легла на пол кабины. Они были готовы начать полет. Диспетчеры управления воздушным движением военно-воздушной базы Эдвардс в Калифорнии очистили им взлетное пространство для начала воздушного путешествия, которое прежде никто когда-либо не пытался предпринять. Длинные тонкие крылья самолета были так загружены топливом, что они почти касались земли. Вояджер начал медленно двигаться по взлетно-посадочной полосе. Но что-то не ладилось. Концы крыльев не поднимались. Бурт Рутан с земли послал радио сообщение своему брату, чтобы он поднял нос самолета. «Тяни рукоятку на себя!», — кричал он. «Тяни на себя!». Но Дик не слышал предупреждения. И он не видел крылья. Он смотрел прямо вперед. Вояджер опасно близко приближался к концу взлетно-посадочной полосы. Казалось, что он разобьется. Наконец, как раз вовремя, длинные крылья взметнулись. Самолет взмыл в воздух. С самолетов, следовавших за Вояджером, можно было видеть, что концы крыльев были ужасно повреждены. Дик развернул самолет так, чтобы сила воздушных потоков оторвала сломанные концы крыльев. Затем он направил Вояджер для полета над Тихим океаном. Вес был главным показателем, принимавшимся во внимание при проектировании экспериментального самолета. Не безопасность. Не удобство. Вояджер не имел большинства из обычного, нормального оборудования, обеспечивающего безопасность современных самолетов. Не применялось никаких специальных материалов, чтобы гасить шум двигателей. А место для пилотов было настолько стеснено, что у них была большая трудность при смене мест. Длинные крылья Вояджера двигались вверх и вниз с изменением силы и направления ветров. Казалось, что самолет плывет на воздушных волнах, точно так же как парусная лодка по океанским волнам. Это движение крыльев означало, что полет происходил в чрезвычайно суровых, жестких условиях. Это не было приятным путешествием. Дик и Жана были все время напряженны. В конце второго дня, метеоролог, обслуживающий полет предупредил об ожидающемся ухудшении погоды. Вояджер летел по направлению к океанскому шторму. Дик смог подлететь близко к шторму и «ехать верхом» на его ветрах. На третий день Вояджер попал снова в неприятности. Он вынужден был лететь между огромными грозовыми облаками, с одной стороны, и вьетнамским воздушным пространством с другой. Дику удавалось удерживать самолет благополучно посередине. Над Африкой эти два пилота боролись с непрекращающейся штормовой погодой. Дик управлял самолетом почти все первые шестьдесят часов полета. Потом в течение коротких периодов он менялся местами с Жаной. Оба были чрезвычайно утомлены.Неожиданно загорелась красная лампочка. Это был сигнал того, что нет достаточно масла в одном двигателе. Дик и Жан были так заняты, стараясь облететь плохую погоду и горы, что они забыли наблюдать за уровнем масла. Но удача не покидала их. Они добавили необходимого масла. Двигатель не был поврежден. Сразу же после пролета при неистовой непогоде над Африкой, Дик и Жана начали прокладывать курс домой. Компьютер подтверждал, что у них достаточно остававшегося топлива, чтобы сделать это. Однак, в то время когда они пролетали над побережьем Мексики, задний двигатель самолета отказал. Топливо прекратило поступать в него. Более мощный передний двигатель уже был заглушен ранее, чтобы сэкономить топливо. При неработающих обоих двигателях Вояджер быстро начал терять скорость и высоту. Самолет падал в течение пяти минут. Дик, наконец, запустил передний двигатель снова. Затем топливо начало поступать в задний двигатель, и он также снова начал работать. Девятью днями после взлета, Вояджер приземлился благополучно на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии. Он завершил сорока тысяче километровый полет вокруг земного шара. Он не делал посадок. Он не дозаправлялся топливом. Дик сказал после приземления: «Это было последним главным событием в области атмосферных полетов». Жана добавила: «Этот полет было намного более трудным, чем мы представляли себе. Революционный проект самолета Бурта Рутана доказал свою состоятельность. И с этим полетом Дик Рутан и Жана Йегер попали в список величайших пилотов мира.

© 2011-2024 Копирование материалов с сайта без письменного разрешения запрещено. Мы ждем Ваши пожелания на наш e-mail: avia@asseair.ru