Первый в мире реактивный самолет. История и описание

pervyj-v-mire-reaktivnyj-samolet-istoriya-i-opisanieРеактивный самолет – это самолет, приводящийся в движение работой воздушно-реактивного двигателя. Реактивные самолеты – это основа нынешней гражданской и военной авиации.

 

История создания

Инженер Анри Коанда (Румыния) создал в 1910 году и испытал самолет Coanda-1910, оснащенный поршневым типом двигателя, в отличие от воздушных винтов, он приводил в движение несложный лопастной компрессор. Позже, после завершения II мировой войны, а также начала повсеместного использования реактивного двигателя, конструктор уверял, что он создал первый в мире реактивный самолет, хотя это заметно отличалось от его же первых публикаций и заявок на патент.

 

Из конструкции было очевидно, что при двигателе, который расположен перед фюзеляжем из дерева и незащищенной кабиной для пилота, если топливо будет сжигаться компрессором в воздушном потоке пилот и самолет просто были бы уничтожены из-за мощного пожара. По словам Коанда, поток газа на самом деле сжег хвост самолета при первом полете. В сравнение, самолеты с реактивным двигателем в 40-х годах, в которых струя воздуха касалась обшивки (Як-15 и МиГ-9), имели конструкцию из цельного металла, а также дополнительную защиту в виде жаростойких листов. Кроме того, воздействие потока газа на пилота полностью исключалось взаимным расположением двигателей и кабины.

 

Первые прототипы

Турбореактивные самолеты пригодны для долгих полетов, что имеет немалое преимущество перед поршневыми:

  • HeinkelHe 178 (Германия). Первый полет состоялся 27 августа 1939 года;
  • GlosterE.28/39 (Великобритания). Первый полет прошел 15 мая 1941 года.

 

Мотокомпрессорные самолеты, которые пригодные к полетам условно, имели малое преимущество:

  • CaproniCampiniN.1 (Италия). Первый полет был 27 августа 1940 года;
  • БИ-1 (СССР). Впервые поднялся в воздух 15 мая 1942 года;
  • Tsu-11 (Япония). Его создавали для установок на самолеты-камикадзе «Ока».

 

Заимствованные технологии:

  • BellP-59 Airacomet (США) был с двумя моторами на базе PowerJetsW.1, взятые с прототипа Gloster E.28/39 (Великобритания). Первый полет состоялся 1 октября 1942 года.

 

Первый успех

Первые в мире успешные реактивные самолеты были оснащены двигателем Jumo-004. Впервые он оснащался осевым компрессором, как в нынешних двигателях, притом, что истребители СССР массово получали такие моторы только с 1954 года, а в США с 1947. Глубокое развитие этого – двигатели НК-12 (турбовинтовые), которые создавались при участии пленных специалистов из Германии на базе Jumo-022. Они были установлены в Ан-22 и Ту-95 (функционируют и сейчас), экраноплан А-90 «Орленок», Ту-114 (уже выведены из использования).

© 2011-2024 Копирование материалов с сайта без письменного разрешения запрещено. Мы ждем Ваши пожелания на наш e-mail: avia@asseair.ru