Описание и предназначение бортовых самописцев

opisanie-i-prednaznachenie-bortovyx-samopiscevБортовой самописец – это устройство, которое применяется в авиационной сфере для регистрации определенных параметров полета, показателей систем летательного судна, разговоров экипажа и др. Данные, показываемые бортовыми регистраторами, обычно используются при выявлении причин разного рода происшествий.

Назначение и принцип работы

Бортовой самописец – это часть системы контроля самолета, которая занимается сбором данных о том, в каком состоянии поддерживается материальная часть (давление в гидросистемах, величина давления на входе в двигатель, какую температуру имеет газ за турбиной и пр.), о работе экипажа, о навигационных показателях (курс, высота полета, наличие маяков, скоростные характеристики).

На летательных аппаратах принято устанавливать два бортовых регистратора: параметрический, отвечающий за запись параметров полета, и речевой, который фиксирует разговоры членов экипажа. К тому же во многих авиалайнерах предусмотрено два комплекта регистраторов: эксплуатационный (не имеет защитного корпуса, предназначен для контроля работы членов экипажа и систем после завершения полета) и аварийный (защищен герметичным прочным корпусом). Данные могут записываться на носители оптические либо магнитные, в настоящее время широко распространен такой способ записи, как флэш-память.

Эксплуатационный регистратор

Данный прибор используется при ежедневной эксплуатации судна, он не оснащен защитным корпусом. Наземные рабочие считывают данные, которые дают эксплуатационные накопители контролирующей системы, после каждого полета. Полученная информация поддается расшифровке и анализу, чтобы определить, не допустил ли экипаж грубых ошибок во время полета – не была ли превышена нагрузка при посадке, не был ли превышен допустимый тангаж или крен. За счет этого можно контролировать выработку ресурса самолета, и, если нужно, осуществлять регламентные работы, позволяя тем самым частоту отказов уменьшить и при этом техническую надежность и безопасность полетов увеличить.

Аварийный регистратор

Аварийные самописцы, в отличие от эксплуатационных сородичей, имеют надежную защиту. Согласно требованиям современной стандартизации TSO-С124 они предназначены для обеспечения сохранения данных в течение получаса полного охвата огнем, статических перегрузках от 2 т в течение 5 минут, ударных перегрузках в течение 6 мс 3400 г, и погрузке на глубину 6000 м в течение 30 дней.

Чтобы облегчить поиск самописцев, они имеют встроенные радиомаяки и «пингеры», которые включаются в аварийных ситуациях (последние упрощают поиск регистраторов под водой).

Аварийные бортовые самописцы часто в средствах массовой информации называются «черными ящиками». Однако корпусы таких регистраторов на самом деле имеют сферическую форму или форму цилиндра, так как оболочки именно таких форм имеют большее сопротивление давлению. Окрашиваются они в красный или в яркий оранжевый цвет, чтобы их легче было обнаружить среди обломков на месте катастрофы.

Немного истории

Первый бортовой регистратор был создан в 1939 году французскими учеными Франсуа Юссено и Паулом Бодуэном. Он имел вид светолучевого многоканального осциллографа, фиксирующего параметры полета.

А в 1953 году Дэвид Уоррен из Австралии, расследуя авиакатастрофу, пришел к тому, что запись разговоров членов экипажа существенно помогла бы. В устройстве, которое он предложил, голосовой регистратор был очень удобно совмещен с параметрическим.

© 2011-2024 Копирование материалов с сайта без письменного разрешения запрещено. Мы ждем Ваши пожелания на наш e-mail: avia@asseair.ru