Рихтгофен, Манфред фон

Барон Ма?нфред А?льбрехт фон Рихтго?фен (нем. Manfred von Richthofen, 2 мая 1892 — 21 апреля 1918) — немецкий лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника. Он широко известен по прозвищу «Красный Барон» и до сих пор считается многими «асом из асов».

Манфред фон Рихтгофен родился в Бреслау, Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. В 9 лет семья переехала в Швайдниц (сейчас Швидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: он поступил на службу в 1-й Западнопрусский батальон Уланского полка имени императора Александра III (нем. Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland).
После начала Первой мировой войны Манфред участвовал в боевых действиях на Восточном и Западном фронтах в чине кавалерийского офицера, однако вскоре это ему наскучило, и в мае 1915 он запросил перевода в авиацию. Там он стал пилотом-наблюдателем.
Рихтгофен решил стать лётчиком после случайной встречи со знаменитым асом Освальдом Бёльке. Позже Рихтгофен служил у Бёльке в эскадрилье Jasta 2. Свой первый воздушный поединок он выиграл 17 сентября 1916 года в районе Камбре. После этого он заказал у друга-ювелира серебряный кубок с выгравированными датой боя и типом сбитого аэроплана. Когда в блокадной Германии начались перебои с серебром, у Рихтгофена было 60 таких кубков.

Как и многие другие пилоты, фон Рихтгофен был ужасно суеверен: он ни за что не вылетал на задание, не получив поцелуя от любимой. Это суеверие быстро получило распространение у военных лётчиков.

У коллег Рихтгофен не считался особо одарённым пилотом. Как современники, так и историки утверждают, что его младший брат Лотар был гораздо более талантлив как лётчик и силён в воздушной акробатике. Манфред же не прибегал к рискованным манёврам и всегда оставался в рамках набора правил «Dicta Boelcke», стараясь действовать с максимальной выгодой как для себя, так и для всего подразделения.
23 ноября 1916 года Рихтгофен сбил своего одиннадцатого противника — английского аса Лэноу Хоукера, которого тогда называли «британским Бёльке». Несмотря на победу, он решил, что его истребитель Albatros D.II недостаточно хорош и ему требуется самолёт с лучшей манёвренностью, пусть даже и менее быстрый. К несчастью, Альбатросы были основными истребителями германских ВВС ещё довольно долго. Рихтгофен летал на моделях D.III и D.V значительную часть 1917 года, пока в сентябре не получил триплан Fokker Dr.I. Этот самолёт, выкрашенный в ярко-красный цвет, стал его символом.
В январе 1917 года Манфред фон Рихтгофен сбил шестнадцатого противника и был удостоен высшей военной награды Германии — ордена «Pour le M?rite». В феврале ему доверили командование эскадрильей Jasta 11. В ней летали многие германские асы, в том числе Эрнст Удет. С целью упрощения распознавания друг друга в бою в раскраске всех самолётов этого подразделения использовался красный цвет, а некоторые, в том числе и истребитель Рихтгофена, были полностью красные. Личный состав Jasta 11 обычно размещался в палатках, что позволяно располагаться ближе к линии фронта и обеспечивало мобильность, необходимую для избежания бомбардировок союзников. Из-за этого эскадрилью называли «воздушным цирком».

Под командованием Рихтгофена эскадрилья дейстовала невероятно успешно: в самый удачный месяц, «кровавый апрель» 1917 года, один только Манфред сбил 22 аэроплана противника. 6 июля он был тяжело ранен и выбыл из строя на несколько недель. Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям — Рихтгофен страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Считается, что до ранения ему не было свойственно упрямо преследовать одну цель, забывая о других. Позже это качество сыграло роль в его гибели. После возвращения в строй Рихтгофену доверили командование 1-м авиационным корпусом (Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11.

По слухам, к началу 1918 года Рихтгофен стал настолько легендарным, что командование опасалось, что в случае его смерти боевому духу немцев будет нанесён тяжёлый удар. Ему предлагали уйти в отставку, но он отказался, заявив что его долг — обеспечивать поддержку с воздуха солдатам на земле, у которых нет такого выбора. После гибели Рихтгофена командование «воздушным цирком» перешло к выбранному им преемнику — Вильгельму Райнхарду, который командовал подразделением вплоть до своей гибели в автокатастрофе 3 июля 1918 года. После этого командование перешло к Герману Герингу.
21 апреля 1918 года Манфред фон Рихтгофен был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт Sopwith Camel канадского лейтенанта Вилфреда Мэя. В свою очередь, за Красным бароном гнался британский капитан Артур Рой Браун. Рихтгофен получил пулю калибра 303, стандартного для стрелкового оружия Британской империи, которая попала в грудную клетку снизу сзади и прошла насквозь. Он немедленно приземлился на холме рядом с дорогой Брэ-Карби, к северу от деревни Во-сюр-Сомм (Vaux-sur-Somme). Его «Фоккер» не был повреждён при посадке. Некоторые источники сообщали, что Рихтгофен умер через несколько секунд после того, как к нему подбежали австралийские солдаты, и что перед смертью он успел сказать несколько слов, из которых разобрали только «капут». Впрочем, большинство исследователей считает, что к тому времени он должен был уже быть без сознания или мёртв.

© 2011-2024 Копирование материалов с сайта без письменного разрешения запрещено. Мы ждем Ваши пожелания на наш e-mail: avia@asseair.ru